Неоклассицизм (от греч. νέος — молодой, новый и от лат. classicus — образцовый) - это художественное направление и архитектурный стиль, который рассматривают как логическое и современное, в то время, завершение классицизма. Также под термином неоклассицизм подразумевают общее название ряда художественных направлений второй половины ΧΙΧ – начала ΧΧ века, которые основывались на традициях античности, возрождения и классицизма.
Основными характерными чертами неоклассицизма являются легкость, утонченность и прямолинейность. Неоклассицизм считают неким антиподом стилю модерн, который известен использованием обилия декоративных элементов.
Основные черты стиля Неоклассицизм: - изысканность, легкость, прямолинейность;
классическая основа и базовые черты античной ордерной системы:
- четкость пропорций, минимальное количество декора, стремление нежной цветовой гаммы; - внесение египетских мотивов в декор и архитектуру; - соблюдение классических пропорций; - стремление к созданию гармоничного и уютного интерьера; - лёгкая и утонченная мебель;
цветовая гамма: - использование светлых и нежных оттенков голубого, бежевого, золотого, коричневого; - благородный и изысканный декор в умеренном количестве; - уход от консервативности классицизма.
История стиля Неоклассицизм
Неоклассицизм – это одно с направлений в Европейском искусстве конца ΧVΙΙΙ – начала ΧΙΧ века. Зародилось это направление во второй половине XVIII века и заменило популярный в то время стиль Рококо. В основном акценты расставляются на строгих пропорциях, на тяготении к более утонченной цветовой гамме и присутствии минимального декора. Неоклассицизм в некотором роде продолжил свои традиции в стиле Ампир, который зародился в результате объективных исторических причин и отрицал чрезмерную роскошь, изобилие декора. Ампир пропагандировал новые либеральные веяния, предрекая создание новой империи Наполеона, и совпал по времени с походом в Египет, что и определило присутствие египетских мотивов в архитектуре и декоре.
Роберт Адам, Джон Нэш и Джон Соун являлись одними из наиболее выдающихся архитекторов неоклассицизма в Британии. Несмотря на то, что их работы напоминали здания в Хельсинки, Санкт-Петербурге, Берлине, Париже и Риме, эти мастера славились своим оригинальным и своеобразным подходом. Роберт Адам (1728–92) был одним из инициаторов и первопроходцев неоклассицизма в Великобритании и черпал свое вдохновение в древних архитектурных ансамблях Рима, Помпей и Этрурии. Его отделка и дизайн интерьеров отличаются легкостью и утонченностью. Адам очень тщательно подходил к дизайну каждой отдельной детали интерьера: начиная от оформления потолка, стен, каминов, дверей, заканчивая дизайном дверных ручек и рисунком коврового покрытия. Он являлся не только архитектором, а одним из первых дизайнеров интерьера.
Во Франции первым архитектором неоклассицизма был Клод Никола Леду (1736–1806), роботы которого, несмотря на воздействие античности, считались модернистскими из-за их упрощенной структуры. Подобные тенденции встречаются во многих зданиях неоклассицизма, которые были построены во Франции после восстановления и стабилизации жизни в стране по окончанию революции 1789 года.
Если рассматривать Германию, то здесь выдающимся мастером неоклассицизма считается Карл Фридрих Шинкель (1781 -1841), занимающий также должность советника прусского короля по вопросам архитектуры. Его здания выполнены в греческом стиле с минимальным количеством декора. Они напоминали особую творческую интерпретацию классицизма и полностью отвечали поставленным перед архитектором функциональным требованиям. Новая караульня (1816) и Старый музей (1823–30) являются типичными зданиями Шинкеля в Берлине.
В рамках Неоклассицизма во Франции возникли стиль Людовика XVI, регентства, Директории и Ампир; в Англии – это стиль Адама, Хепплуайта и Шератона в мебельном деле.
Особенности стиля Неоклассицизм
Несмотря на продолжение традиций классицизма, неоклассицизм характеризуется своими отличительными чертами. Среди них выделяют легкость и изящность интерьера, а также прямолинейность. Важно отметить особенности стиля противоположные модерну, который при всей своей роскошности и насыщенности декором выглядел слишком претенциозно. Классика является фундаментом возникшего нового стиля – неоклассицизма. Кроме того заметно воздействие античной ордерной системы и точное соблюдение древнего правила «золотого сечения», по которому в свое время были построены египетские пирамиды.
Итак, неоклассицизму присуще обращение к античности, с ее легкими, изысканными прямыми линиями. Типичные украшения – листья, раковины, архитектурные фронтоны.
Мебель в неоклассицизме также лёгкая, изящная с прямолинейными силуэтами. Здесь применяются прямые формы, немного зауженные к низу ножки. Утонченные формы прекрасно сочетаются с нежными цветовыми решениями, тем самым формируя очень гармоничную общую картину декора помещения. Для наполнения интерьера в стиле неоклассицизм выбирают только необходимые предметы мебели. Таким образом, помещение лишено массивных и объемных предметов и создается особое ощущение легкости и уюта, ненавязчивости и гармонии. Минимализм в предметах мебели прекрасно компенсируется их высокими функциональными характеристиками. Помимо этого мебель очень легка и доступна в эксплуатации. В интерьере стиля неоклассицизм наиболее популярны компактные журнальные столики, диваны, кресла, а также буфеты со стеклянными и зеркальными витражами. Разнообразные секретеры и бюро-цилиндры вписываются в интерьер так же хорошо. В качестве материала для изготовления мебели используют благородные ценные породы древесины светлых тонов. Идеально подойдет дорогостоящее красное дерево с фарфоровыми вставками.
Неоклассицизм – это величественность и роскошь, респектабельность и торжественность. Стеклянные и зеркальные витражи визуально расширяют пространство и создают эффект нескончаемости. Самые разнообразные зеркала являются неотъемлемыми элементами интерьера. Это могут быть большие зеркала арочной формы, украшенные позолоченными цветочными гирляндами. При помощи высоких зеркал, которые начинаются от пола и простирающиеся до самого потолка, создается иллюзия лабиринта. Отраженный в зеркалах утонченный дизайн комнат становится своеобразной изюминкой интерьера. Виртуозы неоклассицизма пытались избегнуть при наполнении помещений массивных элементов декора, руководствуясь желанием передать все те же античные формы в более легком, свободном и непосредственном варианте, иногда просто в двухмерном виде или в неотчетливом рельефе. Все это в целом органично придавало интерьеру характерный утонченный и филигранный вид.
Стены в стиле неоклассицизм оформляют в пастельных нежных тонах или оклеивают обоями со сдержанным классическим узором. Для отделки стен можно также использовать текстиль, что придает особой оригинальности дизайну. Это может быть отделка в виде драпировок, напоминающих греческие и римские одеяния. Зеркальные и стеклянные витражи визуально расширяют роскошное пространство и создают атмосферу торжества.
Напольное покрытие в стиле неоклассицизма оформляют паркетом из натурального дерева, создавая незаменимое ощущение тепла, комфорта и уюта. Паркет рассматривают не просто как напольное покрытие, а также, как и в стиле Ампир, он является истинным произведением искусства. Для него используют только редкие и благородные породы дерева. В первую очередь это дуб, красное дерево, палисандр, эбеновое дерево и другие породы. В качестве напольного украшения можно также применять ковры.
Для декора потолков используют лепнину, которая перенесет ваших гостей на несколько столетий назад в изысканные залы дворцов на императорские приемы и балы.
Цветовая гамма неоклассицизма состоит из светлых и нежных оттенков: голубого, бежевого, золотого и коричневого. Изысканная бронзовая отделка использовалась для декора ручек, замков, углов. В интерьере присутствует также много древесины, главным образом красное дерево с фарфоровыми вставками.
Самой главной деталью дизайна штор считают полукруглый ламбрекен, который украшенный драпировкой и жабо, выполненного с двух выкроенных по косой линии кусков ткани со ступенчатым или скошенным нижним краем. Шторы имеют прямоугольную форму и выполнены из тяжелой и непроницаемой шелковой ткани. Карнизы декорированы строгой резьбой.
Еще одной особенностью стиля неоклассицизм являются лаконичные бронзовые скульптуры. Сияние позолоченных бронзовых изделий гармонично сочеталось с немного тусклым блеском позолоченных рам, развешенных на стенах картин. Тематика живописи обычно сводилась к монументальным сюжетам, разным сценам баталий.
Открытый во времена античности материал мрамор полностью приветствуется для использования в интерьере стиля неоклассицизм. Учитывая возможности пространства, мрамор используется не в виде мраморных колон древнегреческих храмов, а скорее для создания мраморных скульптур. А вот создание роскошного мраморного камина в гостиной, декорированного позолоченными фигурками из бронзы или каминными часами, является самым шикарным вариантом дизайна.
Освещение завершает формирование интерьера. В неоклассицизме используют красивые торшеры с превосходными абажурами. Важно отметить, что для создания абажуров используют деликатную ткань нежных пастельных оттенков, что создает в помещении особое настроение, ощущение тепла и уюта. Центральное освещение оформляется при помощи хрустальных люстр. Они создают в интерьере дух торжества и помпезности. Вместе взятые все предметы создают органичный ансамбль, наполняющий помещение атмосферой тепла, уюта, благородной роскоши, превосходства, великолепия и торжественности.
Классические пропорции полностью соблюдаются в интерьере стиля неоклассицизм. Мебель расположено вдоль стены, а в центре помещения находится эффектная деталь - лаконичная деревянная подставка для цветов или маленький журнальный столик. Для ценителей комнатных растений можно использовать любые варианты цветов, они удачно впишутся в такой интерьер.
В орнаменталистике неоклассицизма мощный и развитый завиток снова становится актуальным. Исчезает характерный для барокко и рококо гребень, но появляются разнообразные скульптурные формы: лавровые венки, акантовые листья, различные литые розетки и рельефы. В композиции рисунка возможно применение завитка, но здесь отсутствуют оригинальные комбинации, присущие ренессансу, барокко и рококо. Созвучно меандру завиток становится прямоугольным, а бывает так, что меандр округляется, состоит из ряда завитков, сочетаясь с другими завитками композиции. Четкость и простота геометрии рисунка характерны для неоклассицизма. Кроме того он отличается наличием хорошей амплитуды толщин элементов, другими словами - сочетаниями активных толстых и изящных тонких линий; а также включением в композицию большого количества рельефных скульптурных форм. Отсутствует военная символика. Со временем тенденция развития простоты рисунка и отчетливости геометрических линий плавно приводит к появлению стиля Ампир.
Неоклассицизм можно трактовать как некую ностальгию за классическими, античными формами в архитектуре и дизайне. Архитектурный стиль, который обрел популярность в XX веке, не утратил своей актуальности и в XXΙ веке. Неоклассика хорошо применяется как в традиционных квартирах «прошлой эпохи», так и в новых, современных апартаментах и домах, с высокими потолками, огромных размеров комнатами и часто широкими лестницами. В такое пространство прекрасно вписываются интерьеры в стиле неоклассицизма с их стремлением выделить достоинства классической, античной архитектуры – чистые линии, симметрия, простые формы, сдержанная геометрия, благородный, но не чрезмерный декор. В то же время, неоклассицизм привносить современные элементы и предметы в интерьер, а также пытается уйти от стандартов классики. Неоклассика в архитектуре и дизайне близка ценителям минимализма и светлых пространств.
Итак, стиль неоклассицизм в интерьере дома свидетельствует о высоком статусе его хозяев, их серьезности и целеустремленности. Стиль Неоклассицизм является эталоном красоты и комфорта, созданным для достойной жизни.
|